10:00 до 19:00 ежедневно
Головко Игорь провел сессию на RETAIL WEEK CENTRAL ASIA посвященную эффективности розницы.
С 15 по 18 октября 2024г состоялся первый международный форум «Retail week Central Asia» в городе Ташкент по эгидой российской «Недели ритейла». Форум собрал руководителей органов власти в сфере торговли России и Узбекистана менеджмент ведущих торговых сетей, производителей, поставщиков, представителей банковской сферы, аналитиков и экспертов в сфере ритейла.
В рамках форума Игорь Головко организовал и модерировал интересную сессию по эффективности розничных сетей: КЛИЕНТСКИЙ СЕРВИС И ЛОЯЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – КАК ЗАЛОГ РОСТА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
В сессии приняли участие спикеры из различных розничных сетей таких как «Спортмастер», М.cosmetic, Baraka Market. А также компании, помогающие в развитии продаж и повышении лояльности клиентов - Скорозвон и МедиаМаркет.
Участники дискуссии обсудили подходы и значимость в развитии продаж клиентского сервиса. Какие особенности работы с клиентами есть на азиатском рынке. Как преобразуются и развиваются стандарты с учетом местных культурных, религиозных особенностей и менталитета покупателей.
Участники дискуссии сошлись на том, что в современном мире если хочешь сделать клиентов лояльными своей сети надолго, необходимо постоянно заниматься улучшением потребительского пути, развивать компетенции команды и проводить анализ своего продукта в восприятии покупателя
Выражаем благодарность спикерам за интересную дискуссию и инсайты, которыми они поделились.
Ретейлинг
Продаваться нельзя работать, правильно, поставь запятую
Интервью с Игорем Головко, генеральным директором компании «Retailing consult», - команда профессионалов-практиков.
-Игорь, По традиции, спрошу, когда пришли в фарму, и каков был ваш путь?
-В фарму я пришел 20 лет назад, начинал в компании «Протек» я руководил аналитической службой компании. Потом, коммерческий директор в Северо-западном и Центральном регионах. Последние 13+ лет руковожу розницей: операционный директор «Ригла», Аптечная сеть «А5», руководил проектами M&A сети «Мелодия здоровья», последний опыт в руководстве «СберЕаптека».
- То есть попробовали разные секторы.
-Да, как дистрибуция, так и онлайн офлайн аптечная розница.
-Хорошо. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Аптечный бизнес в России сегодня – это..».
-Аптечный — это узкоспециализированный и низкодоходный, бизнес, на рынке в переходном этапе. Двадцать лет назад, это был высококонкурентный рынок с низкими долями игроков. У самого крупного игрока было один-два-три процента. Последние годы рынок максимально консолидируется. По статистике («DSM») в первом квартале впервые в истории ТОП-10 сетей заняли долю рынка более 50%. (без учета ИРИС, тк это объединение, а не единая сеть). Я считаю это историческая веха. Скорость консолидации после этой отсечки будет только усиливаться.
- Как будет дальше меняться рынок по вашему мнению? Что сейчас является основным драйвом роста бизнеса?
-Последние годы начиная с 2020-го были довольно жирные. Рост рынка был выражен двузначными цифрами. Крупные сети, забирали на себя практически весь этот прирост. Из ТОП-50 сетей, кроме первой десятки, мало кто растет с темпами, ну, хотя бы как рынок. В основном все растут с меньшими темпами. «Крупняк» забирает на себя весь этот жир, за счет чего и растет быстрее темпов рынка.
У крупных есть технологии, высококвалифицированный персонал, хорошие инвестиционные возможности. Мой прогноз, где-то через пять лет доля ТОП-10 сетей станет 75%. Остальные сети для себя должны понять: а я через пять лет в тех, кто остался или в тех кто удачно продался, или закрылся не очень удачно.
-То есть, консолидация будет только нарастать? Но у неё же будет предел определённый?
-Для примера доля у ТОП-10 сетей на рынке Москвы, по моей оценке- 80%. Вот примерно туда и идём. Конечно, останутся частные аптеки и небольшие региональные сети на уровне 20-25% рынка. Ускорению консолидации способствует ужесточение конкуренции. Рентабельность бизнеса снижается: кадровый голод (это повышает ФОТ), рынок аренды восстановился (ставки по аренде растут); доля онлайна растет (доходность бизнеса снижается), высокие ставки по кредитам удорожают заемные средства.
-Как вы считаете, крупные сети будут покупать сейчас мелкий и средний бизнес?
-Безусловно. Я встречаюсь с крупными сетями, они говорят, что объем предложений увеличился по продаже. А когда объем предложений вырастает снижается стоимость. Поэтому сейчас для них отличное время приобретать. Сейчас рынок покупателя. Поэтому небольшим сетям необходимо помощь, чтобы более грамотно подходить к подготовке сети к продаже и получить максимальную стоимость
Что в сценарии «Выжить», что в «Дорого продаться», должен быть менеджмент, который понимает и умеет строить эффективные процессы в рознице, логистике, коммерции, в операционке и бухучете. Если у Вас нет таких специалистов, то очень трудно будет борьбу выиграть.
-Как развивать операционные компетенции? Вы сказали, сейчас это крайне важно. Какие существуют возможные варианты?
-Вариантов на мой взгляд три:
Первый – это саморазвитие. Есть команда менеджмента в сети. И постепенно, повышая компетенции, возможно наращивать уровень менеджмента. Путь долгий, а время стоит денег. Скорость, мне кажется, важнее.
Второй – это приглашение квалифицированных ТОПов, из крупных сетей первой десятки. Тут есть тоже минусы. Это дорого, потому что, естественно, топы из первой десятки стоят дороже. К тому же такие специалисты как правило, не очень хотят идти в меньшие по объему сети. Для них это, снижение стоимости на рынке.
Третий, это привлечение команды профессионалов, которые приходят в сеть и ее прокачивают. Ставят вместе с менеджментом сети процессы в бизнесе, используя текущие системы, докручивая бизнес-процессы, докручивая правила работы ИТ, логистики, розницы и так далее. Этот подход быстрый, потому что приходят специалисты, которые хорошо поднимают в этом рынке. Он ограничен во времени и по затратам. Да, это немножко дорого, потому что уровень специалистов высокий, но это ограничено во времени. Пришли, прокачали команду, ушли, затраты закончены. В компании остается обученный менеджмент, правильные процессы, и есть возможность дальше развиваться.
Я с командой как раз занимаюсь помощью сетям по третьему сценарию.
Если компания не знает, что делать, находятся на распутье, мы именно те ребята, которые приходят и помогают сформировать видение: как развиваться дальше, как правильно должны быть выстроены процессы, помогаем их ставить, прокачиваем команду и процессы в сети.
- То есть, если я правильно понял, Игорь, идея компании вашей Retailing Consult это то, что приходят хорошие операционщики с серьезным опытом, и настраивают процессы?
-Когда мы задумали эту компанию, я спросил себя, - «Что хотят собственники сетей?» Если бы к собственнику пришли самые крутые спецы на рынке и прошерстили все бизнес-процессы на предмет их оптимальности, эффективности, как их можно сделать лучше. А потом вместе с текущей командой их привели бы к оптимуму. Это было бы интересно? Думаю, что две трети бы сказали, - «Слушайте, мне это надо. Даже если я уверен, что у меня всё хорошо. Я как минимум смогу подтвердить это. А если нет, то будет прямая выгода мне помогут повысить доходность компании». А как правило, не бывает всё хорошо. Какие-то процессы «западают». И люди с хорошими компетенциями, всё это могут выявить и вытащить. Вот так родилась компания Ритейлинг.
-А чем вы не похожи на остальных?
- Наше, ключевое отличие, - мы практики. Мы во многих сетях из ТОП-10, все операционные процессы уже ставили. Мы выдаем быстрый результат используя имеющиеся ресурсы. Мы не продаем ни одну программу. У нас нет цели продвигать какой-то ИТ продукт, на долгие годы подсадить на себя, на обслуживание. Наверное, это основные отличия. У нас индивидуальный подход, исходя из цели собственника, из текущей реалии у него на месте.
-Даете ли вы все-таки рекомендации глобально менять ИТ решения или «накручиваете» на том, что есть?
-Всегда работа состоит из двух частей. Первая – это быстрые победы. Их можно получить прямо сейчас на действующем ПО, и уже через месяц-два-три компания начинает получать дополнительную прибыль. Как правило это 30-50% всего экономического эффекта от нашей работы. Второй этап- мы предлагаем планы оптимизации, что надо более глобально изменить в тч в ИТ, чтобы достичь желаемого эффекта компании. Даем различные сценарии и экономические эффекты. Уже на базе этого принимается решение по развитию компании.
-Какие Вы получили «быстрые победы»? Наверняка у вас есть уже определённая статистика
- Когда общались с топ-менеджментом в первом проекте основной был посыл от них: «Вы нас ничему не научите, мы все про себя знаем. Нам бы программу поменять, а остальное идеально. Через месяц анализа процессов мы презентовали, перечень предлагаемых изменений и экономических эффектов. 80% этого эффекта они не видели и не понимали, что там нужно менять. Кратко цифры быстрых побед: ФОТ -10%; товарный запас -17% (излишки); ВД +8% (изменение ассортиментной матрицы и ценообразования) за 2-3 месяца. Во втором этапе проекта ожидаемый дополнительный эффект не меньше. Суммарный ожидаемый эффект от проектов рост прибыли на 20-30%. При этом это все сделано руками специалистов на местах, которых мы прокачиваем. Мы уйдем, знания останутся, технологии останутся, принципы останутся.
-Из того, что прозвучало: ассортимент, товарный запас, ценообразование, мотивация, ФОТ, управление, что дает наибольший эффект?
-Очень по-разному. В ряде проектов, где я работал изменение принципов формирования ассортиментной матрицы могло давать через 3 месяца 20%-й рост продаж. Где-то значимый рост давало изменение логистики и принципов работы с дефектурой, где-то изменение ценообразования. Были кейсы, когда в рознице не было мотивации и ее введение давало эффект. То есть, каждый раз это какая-то своя история. Благодаря высокому уровню насмотрености и опыту команда выявляет, что необходимо улучшать и менять.
-Можно ли это смело оцифровать, что гарантированно на 10%, 15% или даже 50% прибыли компания прирастет?
-Отвечу, с другой стороны. Мы с командой оценивали компании, насколько они эффективно продаются. И посчитали, что, если бы мы занимались предпродажной подготовкой и продажей, стоимость компании могла быть на 30-50% выше. При этом оптимально начинать готовиться к продаже за год, процесс «подшаманить» за 2-3 месяца имеет меньший потенциал.
-Вы наверняка сталкивались еще с одним явлением - сопротивление изменениям. Что с этим делать? Какие рекомендации дать собственнику?
-По моему опыту не бывает ни одного проекта без сопротивления. Как правило причина — это страхи команды. Ключевой фактор успеха проекта – это вовлечённость первого лица. Если собственник заинтересован, готов к изменениям, он вовлекает своей энергией команду, он объясняет, зачем он это делает, ведёт за собой, и страхи рассеиваются. Мы со своей стороны учим и настойчиво помогаем внедрять изменения.
-На что обратить особое внимание в текущем и предстоящем в 2025-м году?
-Первое, чтобы я посоветовал собственникам средних и небольших сетей, это наладить правильный финансовый учет. Когда у вас правильный финансовый учет, у вас прозрачная картинка. Есть бенчмарки на рынке, можно сравнить себя с рынком, по доходности,
-У нас название программы «Продаваться нельзя работать». Так где же правильно поставить запятую в текущих реалиях?
-Наверное, каждый решит для себя сам. Главное, что если работать, то быть суперэффективным и бороться с крутыми конкурентами, которых у нас много. Если продавать, то давайте дорого продаваться. А для этого нужно начать работать.
Если интересно подробнее понять, чем мы можем помочь, можно посмотреть информация на сайте igretailing.ru
Игорь Головко, CEO Retailing consult, выступил модератором сессии посвященной фарме на форуме «Неделя ритела».
С 27 по 30 мая прошел юбилейный 10-й международный форум «Неделя российского ритейла». «Неделя российского ритейла» объединяет экспертов отрасли: представителей органов власти, топ-менеджмент федеральных и региональных розничных сетей, аналитиков и экспертов в сфере ритейла и представителей ведущих СМИ. В рамках форума была организована интересная сессия по фармритейлу: ФАРМА: ONLINE VS OFLINE. ТРЕНДЫ. ПРОТИВОРЕЧИЯ. ПЕРСПЕКИВЫ.
Игорь собрал интересных спикеров из различных сегментов фармрынка. Были представители крупнейших розничных сетей «Здравсити», «Магнит-аптеки», Монастырев.РФ, агрегрегатора «Мегамаркет», аналитического агентства DSМ Group, производителя «ВПЛАБ», и оператора «Первый электронный рецепт».
Основной вызов для классического ритейла- увеличение доли онлайн. Как следствие это приводит к снижению доходности бизнеса, тк онлайн канал предполагают меньшую наценку и более высокую конкуренцию. Со спикерами обсудили: Насколько вырастет доля в онлайн фарме, готова ли розница к доле онлайна в 40%, Выдержит ли аптечный бизнес снижение доходности? Как повышать эффективность бизнеса уже сейчас.
Дискуссия была интересная, местами жаркая, так как собрались спикеры с разными целям, этапами развития и бизнес-моделями.
Ретейлинг
г Москва Пресненская набережная д 12 башня федерации восток Москва-сити 16 этаж
10:00 до 19:00 ежедневно
info@igretailing.ru